Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше.

С. И. Вавилов

Чтобы понять то, каким образом стволовые клетки способны оказать лечебное воздействие на обмен глюкозы при сахарном диабете 2 типа, нужно, прежде всего, представлять механизмы развития этого типа диабета, который иногда называют «инсулиннезависимым».

Основными звеньями его патогенеза на сегодняшний день считаются инсулинорезистентность, нарушение секреции инсулина, повышение продукции глюкозы печенью, а также наследственная предрасположенность и ожирение.

Роль наследственности в развитии диабета 2 типа абсолютно доказана и не вызывает сомнения. Ожирение связано с особенностями висцеральных адипоцитов (жировых клеток), которые характеризуются сниженной чувствительностью к антилиполитическому действию инсулина и повышенной чувствительностью к липолитическому действию катехоламинов.

Как следствие, в жировой ткани активизируется процесс липолиза (распада жиров), что в свою очередь, приводит к поступлению большого количества свободных жирных кислот в печень, где они блокируют связывание инсулина с гепатоцитами.

Это вызывает системную гиперинсулинемию (повышение уровня инсулина в крови). Кроме того, невосприимчивость гепатоцитов к инсулину отменяет ингибирующий эффект этого гормона на печеночный глюконеогенез и гликогенолиз (продукцию глюкозы из жиров и гликогена).

В результате существенно возрастает продукция глюкозы печенью.

Инсулинорезистентность – это состояние, характеризующееся недостаточным биологическим ответом клеток на инсулин при его достаточной концентрации в крови. По сегодняшним представлениям, резистентность (устойчивость, отсутствие ответа) к инсулину связана с нарушением действия инсулина на пострецепторном уровне, из-за значительного снижения мембранной концентрации специфических транспортеров глюкозы (ГЛЮТ-4, ГЛЮТ-2, ГЛЮТ-1).

Нарушение же секреции инсулина при сахарном диабете 2 типа происходит позднее, через несколько лет после манифестации заболевания, что объясняется повышением концентрации свободных жирных кислот (феномен липотоксичности), гипергликемией (феномен глюкозотоксичности, HbA1c) и низкими компенсаторными возможностями бета-клеток из-за генетического дефекта глюкокиназы и/или транспортера глюкозы ГЛЮТ-2.

Из всего вышесказанного для нас важнейшим является то, что СД 2 типа по своей сути – комплексная энзимопатия и протеинопатия. Это значит, что в основе его патогенеза лежат генетические дефекты синтеза нескольких важнейших ферментов и белков-переносчиков глюкозы, необходимых для нормальной регуляции углеводного обмена.

Следовательно, если у врача есть возможность привнести в организм больного пациента нормальную генетическую информацию, кодирующую синтез этих ферментов и транспортеров глюкозы, то сахарный диабет 2 типа становится вполне излечимым заболеванием. Такую возможность дают прогениторные органоспецифические клетки. Доказано, что для восстановления продукции нормальных ферментов, регулирующих углеводный обмен в печени, достаточно приживления всего 5% донорских гепатоцитов (Hansel M. C., Gramignoli R., Skvorak K. J., Dorko K., Marongiu F., Blake W., Davila J., Strom S. C. (2014) “The History and Use of Human Hepatocytes for the Study and Treatment of Liver Metabolic Diseases” Curr Protoc Toxicol 62: 14.12.1–14.12.23).

Опыт (в том числе и клинических испытаний) показывает, что сахарный диабет 2 типа поддается лечению стволовыми клетками намного лучше, чем диабет 1 типа. Мы не можем утверждать, что стволовые клетки способны увеличить продукцию необходимых ферментов и специфических белков во всех тканях больного диабетом 2 типа, однако результаты лечения такую возможность скорее подтверждают, нежели опровергают – до 65% пациентов после лечения стволовыми клетками живут без диабета уже более 10 лет. Однако нужно заметить, что такой результат наблюдается только у тех пациентов, у которых еще не нарушена продукция инсулина (уровень С-пептида находится в пределах нормальных величин). После присоединения к патогенезу заболевания абсолютной инсулиновой недостаточности вылечить больного сахарным диабетом 2 типа становится значительно сложнее.

Как показывают CGM-исследования, наибольшие проблемы с колебанием уровня глюкозы у таких пациентов возникают в обеденные часы, после приема пищи, однако в ночное время концентрация глюкозы крови остается достаточно стабильной для того, чтобы отменить вечерний прием инсулинов длительного действия. В целом, дозу инсулина у таких пациентов удается снизить в 2–3 раза на фоне хорошего контроля за уровнем HbA1c…

Вполне закономерно, что после достижения надлежащего контроля за уровнем глюкозы и гликолизированного гемоглобина, даже у тех пациентов, которые не избавились от диабета из-за присоединения абсолютной недостаточности продукции инсулина, такие грозные осложнения, как атеросклероз, жировая инфильтрация печени, артериальная гипертензия, диабетическая нефропатия и диабетическая стопа, не развиваются.

Но и пациентам с такими осложнениями не стоит отчаиваться. Органоспецифические прогениторные/стволовые клетки с успехом применяются и для лечения осложнений сахарного диабета. Конечно, это потребует значительно большего времени и усилий, как со стороны врача, так и пациента, но результат того стоит…

В заключение отмечу, что лечение сахарного диабета 2 типа эффективно только в том случае, если используются аллогенные (донорские) стволовые клетки с нормальным геномом. Аутологические (собственные) стволовые клетки априори не могут быть эффективными, так как их генетические коды, отвечающие за синтез ферментов углеводного обмена и белков-транспортеров глюкозы, дефектны точно так же, как и во всех клетках больного сахарным диабетом 2 типа.