Нет в нашей стране более актуальной темы, посвященной здоровью детей, чем вакцинация. Вакцинация стала самой животрепещущей медицинской проблемой, в обсуждение которой включились практически все слои общества. Мало того, эта сугубо врачебная тема приобрела политическую окраску и стала разменной монетой уже в немедицинских дискуссиях. Случаи смерти после вакцинации пусть очень редко, но регистрируются как в Украине, так и в других странах мира. То, что подавляющее число из них не связано с прививкой, является фактом, который объективно установлен специалистами. Однако многие родители считают вакцинацию причиной трагедии. Ложное представление о роковых последствиях вакцинации порождает панический страх среди некоторых групп населения перед профилактическими прививками.
Все это не ново… История ведь – не прямая последовательность событий, она повторяется во многом. Это прослеживается и в отношении вакцинации. Именно вакцинация, спасшая столько человеческих жизней, как ни один метод лечения, преодолела многие и многие препятствия, и среди медиков, и среди непосвященных людей. Даже отношение Церкви к прививкам против инфекционных болезней было неоднозначным – от отрицания до признания. Некоторые священники, игнорируя слова святителя Феофана Затворника: «Отвращение от лекаря и лекарств – Богу укор», убеждали паству во всем полагаться на волю Божью. По религиозным и мировоззренческим мотивам отказываются от прививок и в наши дни, хотя и не так часто. Ортодоксальные общины на Львовщине, например, не разрешают своим членам делать прививки. Результат налицо – именно в том регионе чаще случаются вспышки дифтерии и других инфекционных заболеваний. Среди тех, кто не прививает себя и своих детей, немало просто безответственных людей.
Еще одна группа отказчиков – «знатоки», которые считают возможным укреплять иммунитет неспецифическими средствами (закаливанием, гомеопатией и т. д.). Мало того, еще 200 лет назад, когда вакцинация была официально принята как средство профилактики инфекционных болезней, одновременно ее противники организовали общество «Антипрививочное движение», имеющее лозунги:
- «вакцинация – вмешательство в личную жизнь, посягательство на телесную неприкосновенность»;
- «вакцинация не защищает от инфекционных заболеваний!»;
- «вакцинация – причина неизлечимых хронических заболеваний!»;
- «вакцинация – ритуальное жертвоприношение невинных младенцев!»;
- «вакцинация – заговор против человечества!»;
- «вакцинаторы лгут населению!»;
- «вакцинаторы подкуплены фармакомафией!».
Для достижения этих целей используются:
- извращённое наукообразное преподнесение цитат из классической и популярной литературы по вакцинации путём тенденциозного отбора негативных материалов без какого-либо анализа их истинности;
- эксплуатация любых реальных и выдуманных ошибок вакцинопрофилактики, реальных и приписываемых вакцинации осложнений, антимедицинских и антипрививочных предрассудков населения;
- дилетантские (обывательские) представления об эпидемиологии, иммунологии и патогенезе инфекционных заболеваний, в частности, дифтерии, коклюша и туберкулёза, о токсикологии вакцин и патологии поствакцинальных осложнений;
- рекламное преувеличение эффективности гомео- и натуропатических подходов.
Прививки, по их мнению, – мероприятие рискованное, и детей от него надо по возможности ограждать. «Манипуляции с иммунной системой нарушают права человека», – утверждают идейные противники вакцинации. «Не дадим делать из своего ребенка подопытного кролика!» – восклицают некоторые родители.
Между тем никакие «неспецифические меры защиты» не спасут нас от инфекций, с которыми мы научились справляться только благодаря вакцинам. В мире до настоящего времени из 14 млн. смертей, связанных с инфекциями, около 3 млн. обусловлены заболеваниями, которые могли быть предупреждены вакцинацией. Примечательно, что «отказников» больше в развитых странах. В США несколько лет назад родители организовали кампанию против вакцины DPT (аналог нашей АКДС), которая вызывает опасные для жизни осложнения примерно в 1 из 1800 случаев. В 70–80-е годы ХХ века объем прививок стал сокращаться и в Великобритании, Швеции, Японии. И как следствие – сразу более чем в три раза возросла заболеваемость коклюшем (родители боялись именно противококлюшной вакцины), причем зачастую со смертельным исходом.
Вместе с тем, вакцинация имеет древнюю историю. Уже в XI веке китайские медики начали вкладывать оспенные струпья в ноздри, а черкесы и грузины делали уколы иголками, смоченными в жидкости оспенных язв. В 1717 году супруга английского посла в Турции Мэри Уортлей Монтегю привезла на родину в Англию метод защиты от оспы, который заключался во введении (инокуляции) небольшого количества жидкости из пузырьков на коже больных оспой средней тяжести, путем втирания ее в предплечье здорового человека. Через какое-то время «привитой», как правило, заболевал, но быстро выздоравливал. После этого ему была уже не страшна ни обычная оспа (от нее умирало до 6% заболевших людей), ни легочная (уносившая около 45% инфицированных), ни самая страшная «черная» (убивавшая от 75 до 100% заразившихся). Желающими прививаться были даже венценосные особы. В 1768 г. таким способом были привиты Екатерина II, императрица российская и ее сын Павел.
Поворотный момент в истории вакцинации связан с именем английского врача Эдварда Дженнера, который заметил, что заражение человека вирусом коровьей оспы предохраняет от заболевания натуральной оспой.
Эдвард Дженнер стал собирать факты, чтобы подтвердить или опровергнуть существовавшее народное наблюдение: человеку, переболевшему коровьей оспой, натуральная, она же чёрная, оспа не страшна. В течение двадцати лет Эдвард Дженнер прививал коровью оспу людям, а только затем он предпринял попытку брать гной для прививки не у коров, а у людей, уже получивших прививку коровьей оспы. Первую такую прививку Эдвард Дженнер произвел 14 мая 1796 года. Он перенес жидкость из пузырьков с руки молочницы Сары Нельмз на разрезы руки 8-летнего мальчика Джеймса Фиппса. После данной процедуры у мальчика повысилась температура тела, а на месте введения вокруг надрезов появились краснота и нарывы. Однако патологические процессы этим и ограничились. После смерти от оспы французского короля Людовика XV этому методу защиты решил подвергнуться его внук Людовик XVI.
Человеком, который совершил следующий прорыв в вакцинопрофилактике, был французский ученый-химик Луи Пастер.
Именно он раскрыл причину возникновения различных инфекционных заболеваний, выделив чистые культуры микроорганизмов. В 1885 году Пастером была разработана вакцина против бешенства. Возможно, ученым двигали личные мотивы. Существует версия, что в детстве маленький Луи увидел человека, укушенного бешеным волком. Страшная картина прижигания места укуса раскаленным железом потрясла Луи Пастера. В 1880 году, будучи уже известным ученым, он получил «подарок» от ветеринарного врача Пьера Бурреля – две бешеные собаки в металлических клетках – с просьбой заняться изучением болезни. А Пьер Буррель вскоре, заразившись бешенством, умер. Когда Пастер все-таки создал вакцину, то долго не решался провести эксперимент на людях и, в конце концов, решил проверить действие прививки на себе. Но тут одна женщина привезла к нему из Эльзаса мальчика, искусанного бешеной собакой. Терять было нечего: в любом случае ребенок бы умер, и Луи Пастер начал вводить свою антирабическую (от греч. «рабиес» – бешенство) вакцину. После 14 уколов мальчик выздоровел. А ведь тогда после укуса бешеного животного никто не выживал – бешенство было заболевание со 100% смертельным исходом. В честь этого на территории Института Пастера в Париже поставлен памятник, изображающий мальчика, храбро сражающегося с бешеной собакой.
Вслед за первыми пациентами, о которых быстро распространился слух, к Пастеру стали прибывать другие пострадавшие от укусов животных – из Франции, Англии, Австрии, Америки. А 1 марта 1886 года он получил телеграмму из города Белый Смоленской губернии: «Двадцать человек укушены бешеным волком. Можно ли их прислать к Вам?». Трагедия 20 смолян в общем потоке смертей, скорее всего, прошла бы незамеченной, не будь этой телеграммы. Луи Пастер ответил незамедлительно: «Присылайте укушенных немедленно!». Только на третий день после несчастья в Белом состоялось заседание городской Думы, выделившей 16000 рублей. И еще двое суток пострадавшие ждали, когда их отправят в Париж в сопровождении врача...
Семнадцать человек остались в живых. Но смерть троих, ставшая результатом волокиты с отправкой больных, вызвала поток нападок на Луи Пастера. Началась клеветническая кампания. Ученого упрекали в том, что он опровергает научные взгляды, существовавшие столетиями, подвергали сомнению его опыты. Достаточно было одной неудачи, чтобы Пастера обвинили в том, что он своими прививками заражает и убивает людей. Ученый продолжал отстаивать свой метод. Из России прибыла еще одна группа из семи человек, укушенных бешеным волком, на этот раз из Орловской губернии. Ни один из прибывших орловцев не умер.
И вот настал час его триумфа – сообщение в Парижской Академии наук. Был подведен блестящий итог за 1886 год: более 2500 человек избежали смерти от бешенства благодаря антирабическим прививкам. Пастеровские прививки были признаны во всем мире.
В 1888 г. на средства, собранные по подписке, открывается Институт Пастера, ставший спустя десятилетия международным центром микробиологических исследований. Люди из многих стран собрали 2,5 млн. франков, выразив тем самым чувство глубокого уважения к ученому. Русское правительство пожертвовало на Институт Пастера 100000 франков, то есть по курсу 40000 золотых рублей. Россия также наградила Луи Пастера орденом Анны I степени с бриллиантами.
В настоящее время в мире производится более 100 различных вакцин, а число инфекций, которые можно предупредить, достигает 40. С каждым годом ассортимент вакцин расширяется. Особое внимание ученых привлекает проблема создания вакцин для борьбы с вирусными заболеваниями, так как большинство вирусных инфекций не поддается лечению химиотерапевтическими средствами. В частности, иммунологи пытаются разработать вакцину против вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).
Сегодня создана вакцина против папилломавируса – инфекции, вызывающей рак шейки матки – самого распространенного злокачественного новообразования гениталий у женщин. И как итог – в 90% случаев метод эффективен. А его автору – Харальду цур Хаузену – присуждена Нобелевская премия. Это ли не триумф мировой медицины?!
Несколько дней тому назад один из авторов данной статьи вернулся из Израиля. Встречался со многими медиками. Обсуждались многие профессиональные темы – о чем же могут говорить люди одной профессии на отдыхе? Конечно, о работе. В том числе, о профилактических прививках у детей. Израильские педиатры были крайне удивлены ситуацией с вакцинацией в Украине. У них практически нет заболеваний, вызываемых регулируемыми инфекциями, то есть тех, против которых имеются вакцины, а случаи смерти от кори, краснухи, дифтерии, столбняка, гепатита B уже много лет не регистрируются. Мало того, сегодня в этой стране всех пожилых людей вакцинируют против заболеваний, вызываемых пневмококком, – микробом, определяющим развитие тяжелых и, нередко, смертельных пневмоний в старшем возрасте. Вот наглядный пример серьезного отношения к вакцинации. Через несколько месяцев после того, как в Израиле умерло 13 человек с различной патологией (онкозаболеваниями, тяжелыми хроническими болезнями), у которых в крови были обнаружены антитела к вирусу «свиного» гриппа, нового инфекционного заболевания, вызвавшего очередную панику в мире, население страны начинают вакцинировать от этой инфекции.
Вакцинация против гриппа имеет особое значение в предэпидемический период и перед периодом сезонного повышения заболеваемости острыми респираторными инфекциями. Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) являются наиболее распространенными инфекционными заболеваниями. ОРВИ составляют до 90% всей инфекционной патологии в детском возрасте. Согласно данным главного инфекциониста МОЗ Украины, зав. кафедрой детских инфекционных болезней НМУ имени А. А. Богомольца С. А. Крамарева в Украине ежегодно регистрируется 4–4,8 млн. случаев ОРВИ и гриппа. Уровень заболеваемости ОРВИ превышает уровень всех остальных инфекций среди детей в 7–7,5 раза, в 1,5–3 раза больше, чем у взрослых. Экономический ущерб только от гриппа составляет около 400 млн. гривен. В настоящее время существует 4 поколения вакцин против гриппа, которые практически не отличаются по эффективности, но безопасность каждого нового поколения выше предыдущего. Вакцины против гриппа I поколения (с 1940 года) – цельновирионные и живые вакцины (с живым ослабленным или «убитым» вирусом) у детей не применяются. Вакцины против гриппа II поколения – расщепленные (сплит) вакцины (60-е годы 20-го века) представляют собой «убитый» и разрезанный на кусочки вирус. Сплит-вакцины содержат частицы разрушенного вируса – как поверхностные, так и внутренние белки. Сплит-вакцины разрешено применять у детей с шеститимесячного возраста. Вакцины против гриппа III поколения – субъединичные вакцины (80-е годы 20-го века) содержат только поверхностные антигены вируса гриппа (гемагглютинин и нейраминидазу). Вакцины против гриппа IV поколения – субъединичные адъювантные вакцины (адъювант – это вещество, которое в комбинации с другим веществом усиливает его действие). Всемирная Организация Здравоохранения для профилактики гриппа рекомендует использование современных расщепленных и субъединичных противогриппозных вакцин. В настоящее время вакцинация является самым эффективным противогриппозным мероприятием – она уменьшает вероятность возникновения болезни на 70–90% у здоровых взрослых, уменьшает смертность на 50–68% среди здоровых людей, предотвращает возникновение коронарных событий у лиц с высоким риском. Показано, что прививка против гриппа у лиц старше 65 лет снижает риск госпитализации при ишемической болезни сердца, церебрально-васкулярных заболеваниях и вероятность смерти от гриппа на 48–50%.
Прощаясь с ушедшим тысячелетием, Центр контроля и профилактики заболеваний США (CDC) в перечне десяти самых крупных вкладов, сделанных медициной в общественное здравоохранение, на первое место поставил вакцинопрофилактику.
А смерти после прививок? Да, они есть и у них. Но каждая становится серьезным поводом для скрупулезного и объективного расследования с привлечением медиков, юристов, специалистов по страховой медицине.
Как любой метод лечения, вакцинация может иметь побочные неблагоприятные воздействия на организм. Тем более, она используется во всей человеческой популяции. Осложнения были всегда. Раньше, для «спокойствия» населения эти случаи просто замалчивались. Об этом нужно помнить, но… «нельзя с водой выплеснуть и ребенка». Ведь вакцинируется практически все население, а при этом возможны и трагические совпадения, и случайности. Но исход отказа от вакцинации предсказуем. Это возврат в средневековье с эпидемиями и мором. Будем ответственны перед нашим будущим! Важно вернуть доверие к вакцинации. А это возможно при уверенности в качестве вакцин, закупаемых государством, при улучшении наших знаний по вопросам вакцинопрофилактики инфекций, ответственном подходе к проведению прививок как медиков, так и родителей. Целью вакцинации является создание специфической невосприимчивости к инфекционному заболеванию путем имитации естественного инфекционного процесса с предопределенным благоприятным исходом.
О вакцинации можно говорить много, но главное необходимо помнить: именно от нас с вами сегодня зависит здоровье не только наших детей, но и будущих поколений. Откажемся от этого метода профилактики инфекционных болезней – жди, как в средние века, черных флагов над городами – смертельного знака чумы, оспы... А это может случиться…
коментарів