Силу FB невозможно недооценить! Благодаря друзьям друзей редакции «З турботою про Жінку» удалось познакомиться с профессором Александром Кухарчуком – неординарным человеком и ученым  с неутоленным чувством жажды знаний.

  

Директор «ReeLabs» (Мумбаи, Индия).

Доктор медицинских наук, профессор.

Автор 17 патентов, 289 научных работ, монографии «Стволовые клетки: эксперимент, теория, клиника» (2005).

Член Европейского Общества Трансплантологов (ESOT), Европейского Общества Генной и Клеточной Терапии (ESGCT), Международного Общества Исследований Стволовой Клетки (ISSCR).

1995–1997 гг. – Директор Центра научно-Медицинских Исследований Буковинской государственной медицинской академии.

1997–2002 гг. – Заведующий кафедрой нормальной физиологии Буковинского государственного медицинского университета (Черновцы).

2002–2005 гг. – Директор по науке Центра эмбриональных клеток «EmCell».

2005–2006 гг. – Директор по науке, с 2006 по 2010 гг. – Директор Координационного центра трансплантации органов, тканей и клеток МЗ Украины, Главный трансплантолог МЗ Украины (Киев).

2010–2015 гг. – Директор «EmProCell Clinical Research», Почетный
Профессор «MGM University of Health Sciences» (Индия, Мумбаи).

С 2015 – по настоящее время – Директор компании «ReeLabs» (Мумбаи, Индия).

 

Предлагаем читателю разговор о сегодняшних  возможностях регенеративной медицины и секретах стволовых клеток

– Александр Леонидович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, где Вы сейчас работаете и в каких научных направлениях?

– Седьмой год я работаю в Индии. В компании EmProCell (Мумбаи) мы развивали органоспецифическую терапию прогениторными клетками цирроза печени, идиопатического фиброза легких, сахарного диабета, миопатии Дюшена и Беккера, детского церебрального паралича, спинальной травмы, рассеянного склероза и других тяжелых заболеваний.

Сегодня в «ReeLabs» мы работаем над технологиями лечения рака, в которых используются аутологические стволовые клетки костного мозга для создания пула иммунных клеток, направленно атакующих опухоль пациента.

– Давайте поговорим о биомедицинских технологиях, о клеточной терапии. Расскажите, пожалуйста, какие существуют источники стволовых клеток?

– Об этом уже много писали… Если коротко, в общих чертах, то источниками стволовых клеток являются внутренняя клеточная масса пятидневной бластоцисты (эмбриональные стволовые клетки), ткани мертвого плода, полученные в результате медицинского прерывания беременности (фетальные стволовые/прогениторные клетки), плацента, ее оболочки и ткань пуповины (мезенхимальные стволовые клетки), кордовая кровь (мезенхимальные и гемопоэтические стволовые клетки), жировая ткань (стромальные стволовые клетки), костный мозг, молочные зубы, менструальная кровь, амниотическая жидкость…

Практически в каждой ткани взрослого человека содержатся региональные стволовые клетки.

Появляются новые, сверхприродные виды стволовых клеток – индуцированные стволовые клетки, источником которых может быть любая «взрослая» соматическая клетка. В пуповинной крови и крови взрослых людей обнаружены так называемые «очень маленькие, похожие на эмбриональные, стволовые клетки». И это неполный перечень…

– Есть ли разница между клетками из разных источников – в строении, терапевтических возможностях?

– Есть и очень существенная  – но не столько в строении, сколько в степени рестрикции. В динамике развития стволовая клетка подвергается рестрикции – ее геном открывает программы клеточной дифференцировки в специализированные клеточные линии. Плюрипотентная, то есть потенциально способная давать начало всем типам клеток, стволовая клетка постепенно становится мультипотентной, бипотентной и даже монопотентной. В частности, мультипотентные гемопоэтические клетки дают начало всем видам клеток крови, мезенхимальные стволовые клетки – элементам соединительной ткани, хондроцитам, остеоцитам, адипоцитам. Это свойство и определяет выбор стволовых клеток для лечения данного конкретного заболевания. Стволовые клетки разные настолько, что их условно-образно можно отнести к разным терапевтическим группам лекарственных препаратов...

– Какими методами достигается безопасность клеточного материала?

– Безопасность аутологических стволовых клеток обеспечивается строгими требованиями GMP/GTP к чистым зонам биотехнологической лаборатории, питательным средам и фидерной «подушке», на которой эти клетки размножаются, а затем подвергаются направленной дифференцировке.

Кроме того, после дифференцировки нужен генетический контроль. Аллогенные клетки дополнительно обследуются на трансмиссивные инфекции, вирусы, микробную и грибковую контаминацию. Естественно, что их геном тоже не должен иметь никаких нарушений.

– Есть ли специфичные тесты на «профпригодность» стволовых клеток? Как осуществляется отбор?

– После направленной дифференцировки клеточная популяция очищается от клеток, которые не ушли в дифференцировку, а остались в дормантном (спящем) состоянии. Например, если исследователь создает островки Лангерганса для лечения сахарного диабета, то они должны состоять из b-клеток поджелудочной железы и, кроме того, продуцировать in vitro и in vivo полноценный инсулин в ответ на стимуляцию глюкозой. Для каждого типа специализированных клеток, полученных из стволовых клеток (СК), есть свои специфические тесты…

– Александр Леонидович, в чем уникальность Вашей работы?

– Пожалуй, уникальной была и остается разработанная в «Em Pro Cell» технология индукции иммунологической толерантности, которая дает возможность использовать аллогенные стволовые клетки для органоспецифического лечения без применения иммунодепрессантов. На этом же принципе основана и технология омоложения. Предложенная нами теория старения сегодня проверяется на практике…

– Терапией каких нозологий занимаетесь, почему именно они были избраны, какие клетки используются – пуповинной крови или из других источников, ауто или не только?

– Из общего нозологического перечня следует выделить заболевания, связанные с генетическими нарушениями, которые невозможно вылечить аутологическими клетками: гемофилия (А, В и С), болезнь Лаки–Лоранда, болезнь Куршмана–Штейнерта-Баттена, болезни Дюшена и Беккера, гликогенозы, фенилкетонурия, синдром Дауна и многие другие…

Мы работаем со стволовыми клетками из разных источников. В банке лаборатории сохраняются СК костного мозга, пуповинной крови, ткани пуповины и плаценты, молочных зубов, менструальной крови, амниотической жидкости и плодных оболочек. Со временем каждый вид этих клеток найдет свое место в практической медицине.

– Были ли в Вашей практике случаи клеточной терапии у беременных, пациентов in utero, у новорожденных?

– Нет, таких случаев пока не было. Хотя идеи в каждом из этих направлений есть. Для беременных, это, прежде всего, гестозы, для плода – коррекция выявленных генетических нарушений на уровне «in womb», для новорожденных – лечение врожденной патологии и генетических нарушений. 

– В 2004 в Украине вышли Ваши публикации о различных направлениях регенеративной медицины. Какие из них сегодня получили развитие?

– Да практически все до единого, и появились новые, о которых я не только не писал тогда, но даже и не думал. Из совершенно новых – создание искусственных органов на основе использования индуцированных плюрипотентных клеток человека. Рано или поздно, но оно даст возможность реализовать самые фантастические представления о способности человека к регенерации…

 

– В 2003 году было много споров относительно «эффекта Кухарчука–Радченко–Сирмана», суть которого заключалась в открытии возможности перепрограммирования иммунной системы, грубо говоря, возможности ее замены на новую, с помощью стволовых клеток.

Метод имеет большое клиническое значение, ведь это означало бы прорыв в лечении огромного количества заболеваний. В те годы привести убедительные доказательства теории не удалось. С тех пор Вам удалось получить убедительные доказательства описанного эффекта?

– Через 3 года мы получили патент на изобретение по этому эффекту. Что еще мы должны были доказывать? Один из выступавших на научной конференции НАНУ и АМН, посвященной обсуждению нашего открытия, выразился в конце своего выступления примерно так: «Вы нас возбудили, но не удовлетворили»…

Сейчас мы уже внедряем результаты наших экспериментальных работ в практическую медицину.

Разрабатываем протоколы клинических испытаний и лечения многих очень тяжелых болезней.  Доводим, так сказать, скептиков до оргазма…

– Продолжаете ли Вы эти исследования? С кем из отечественных и зарубежных партнеров сотрудничаете?

– Подобные разработки есть в Австралии (профессор Ричард Бойд) и США (профессор Бенедикт Кошими). Встречался с ними, обсуждали проблему иммунологической толерантности в связи со старением и пересадкой органов. Принцип, положенный в основу наших работ – общий, а методические подходы разные…

– Вы автор уникальных исследований. Кого бы Вы назвали продолжателем Ваших идей в Украине?

– Знаете, что такое Научная Школа? Это группа ученых – учеников, которые выросли в науке под руководством Учителя и продолжают развивать начатое им направление исследований. Так вот у меня научной школы, как таковой, нет. Пока нет – в общепринятом ее понимании…

И одновременно она есть. Это мои бывшие студенты и молодые ученые, которые начинали свой научный путь в организованном мною совершенно неформальном научном студенческом обществе. Я учил их не смотреть, а видеть, не думать, а мыслить, не запоминать избитые истины, а создавать новые знания… Их очень много. Так много, что хватит на 50 стандартных научных школ. Сегодня это врачи, и смею заметить, очень хорошие врачи: хирурги, травматологи, акушеры-гинекологи, офтальмологи, педиатры, кардиологи, пульмонологи, ревматологи, дерматологи, невропатологи и психиатры…

Это не просто перечень специальностей, за каждой – мои ученики, которые работают сегодня в США, Англии, Германии, Австралии, Африке… да практически на всех континентах. Это кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, сегодняшние студенты и начинающие молодые ученые. Вот с ними я сотрудничаю. Контакты ежедневные – начиная от консультаций по поводу тяжелых родов с осложнениями в Африке, до защиты докторской диссертации в Киеве (спасибо за такую возможность Марку Элиоту). Несмотря на потрясающую девальвацию ученых званий и степеней в Украине, мне за своих учеников не стыдно – они работали тяжело, много, настойчиво, и действительно заслужили право называться учеными.

– С Вашей точки зрения, есть ли в Украине соответствующая техническая база для развития регенеративной медицины? Если бы сегодня Вам предложили работать с украинскими коллегами, кого бы Вы взяли в команду? А, возможно, уже взяли?

– Одной только технической базы мало, нужна научно-техническая база. А вот этой научной половинки уже практически нет. Все молодые таланты – за рубежом. Что касается последующих вопросов… Мне предлагали. Месяц назад. Я отказался. Отказался от одной из руководящих должностей в Институте Генетики и Регенеративной Медицины АМН… Наука сегодня требует колоссальных капиталовложений, а их нет. И в ближайшие десятилетия не будет. И это – беда для всей украинской науки…

 

Предлагаем читателям некоторые из публикаций Александра Кухарчука для ознакомления с основными направлениями его работы.

  1. Kukharchuk O. L. “The method of obtaining viable embryonic pluripotent progenitor cells using the collagenase”
    Patent for Ukraine Invention № UA 72796. Bull. № 4. – 2005 / V. V. Radchenko, V.M. Sirman / (Ukr)
  2. Kuharchuk O. L. “The preventive method of the skin allograft and Xenograft rejection”. Patent for Ukraine Invention № UA 72584. Bull. № 3. – 2005 / V. V. Radchenko, V. M. Sirman / (Ukr)
  3. Kukharchuk O. L. “Method of mammal’s organism antigenic homeostasis control system reinstallation by technology of Kukharchuk – Radchenko – Sirman”. Patent for Ukraine Invention № UA 72310. Bull. № 2. – 2005 / V. V. Radchenko, V. M. Sirman / (Ukr)
  4. Anand Baskaran Padma Priya, Oleksandr Kukharchuk "Fetal liver CD34+ cells in dynamic of human fetus development" (2014) MGM Journal of Medical Sciences
  5. Andrii Kukharchuk, Sergii Palianica, Oleksandr Kukharchuk, Nikolay Sokolov, Ruslan Salutin, Padma Priya, Anand Baskaran, Pranav Anam (2013) “Transplantation of fetal kidney progenitor cells in treatment of chronic renal insufficiency: results of pilot study” Transplant International 26(2): 9.
  6. Kukharchuk O., Sokolov N. F, Padma Priya A. B., Martynenko S. I., Palyanica S. S., Kukharchuk A., Pranav Anam (2013) “Transplantation of fetal progenitor cells in treatment of liver cirrhosis: From clinical trials to standard treatment method” Journal of Clinical and Experimental Hepatology, Vol. 3, No. 15, S92.
  7. O. L. Kukharchuk, V. V. Radchenko, A. O. Kukharchuk, A. B. Padma Priya, Pranav Anam (2013) “Fetal Progenitor Cells and Cord Blood Stem Cells in Complex Treatment of Chronic Limb Ischemia, Pancreonecrosis and Chronic Wounds: Clinical Trials Results” 6th Annual World Congress of Regenerative Medicine and Stem Cells 2013, 12–14 October 2013, Dalian, China.
  8. Kukharchuk O. L. “Ukrainian experience of fetal stem cells transplantation for severe human diseases treatment: 13 years of clinical applications in legal field” (2012) J Cell SciTher 3 (8) 27.
  9. Kukharchuk O., Salyutin R., Kukharchuk A., Radchenko V, AnandBaskaran Padma Priya, Pranav Anam (2012) “Efficiency of human fetal liver hematopoietic stem cells (hFL-HSC) transplantation in treatment of chronic limbs ischemia (CLI)” J Cell SciTher 3 (8) 59.
  10. Kukharchuk O., Radchenko V. V., Padma Priya A. B., Kukharchuk A. O., Pranav Anam (2012) “Stem cell therapy in nephrology” Medi-focus 12 (1) 1-7.
  11. Kukharchuk O. L., Radchenko V. V., Gandhi B. M., Padma Priya A.B., Kukharchuk A. O., Amol P. Gitte. (2011) “The aging: theory of the body stem spaces depletion” Medicine Today and Tomorrow 50-51 (1-2) 292-310.
  12. Kukharchuk O. L. Dynamics of ultrastructural changes in the capillary endotheliocytes of the ischemic extremity in rats after transplantation of hematopoietic stem cells from the human fetal liver / Saliutin R. V., Medvets'kyi I. B., Driuk M. F. // Klin. Khir. – 2010. – N 7. – P.48-52. (Ukr)
  13. Kukharchuk O. L. Influence of allogenic fetal progenitor cells transplantation in the kidney function of rats with colonogenic peritonitis / Borys R. M., Kukharchuk A. O., Padma Priya A. B. // Scientific Publications of International Conference on Stem Cells and Cancer (ICSCC–2010): Proliferation, Differentiation and Apoptosis, 2010. – Pune (India): International Institute of Information Technology. – PP N 34.
  14. Kukharchuk O. L. Influence of allogenic fetal progenitor cells and extract of placenta tissue on the growth of expirementalGerena's carcinoma, Plissa'slymphosarcoma, and Shvetza'serythromyelosis / Kirilyak S.V., Kukharchuk A.O., Padma Priya A.B. // Scientific Publications of International Conference on Stem Cells and Cancer (ICSCC–2010): Proliferation, Differentiation and Apoptosis, 2010. – Pune (India): International Institute of Information Technology. – OP–37.
  15. Kukharchuk O. L. Introduction of evidential medicine principles in activity, related to considered transplantation / Palianytsia S., Bogolepov V., Komarov M. // Transplantology. – Volume 2009–2010. – P.54–59. (Ukr)
  16. Kukharchuk O. L. Influence of embryonic progenitor cells transplantation in the blood coagulation of rats with colonogenic peritonitis / Borys R.M. // Transplantology. – Volume 2009–2010. – P.84–92. (Ukr)
  17. Kukharchuk O. L. Influence of umbilical cord stem cells transplantation on the blood coagulation of patients with pancreonecrosis / Kebkalo A.B. // Transplantology. – Volume 2009–2010. – P.93–99. (Ukr)
  18. Kukharchuk A.L. Transplantation of embryonic progenitor cells, immunologic tolerance and ageing / Andriy Kukharchuk, Ganna Stupnickaya, Sergiy Martynenko / Coordination Centre for Organ, Tissue and Cell Transplantation Ministry of Health / National Institute of Surgery and Transplantology / Bucovinian Medical University, Ukraine (Chernivtsy) / Institute of Cell Therapy Ukraine (Kiev) // Scientific Publications of the Congress “World Stem Cells”. – London, 2009. – P.21–25.
  19. Kukharchuk A. L. The results of pre–clinical studies of embryonic progenitor cell transplantation effects on functional system in old male rats / Stupnickaya A.Ja. / Coordination Centre for Organ, Tissue and Cell Transplantation Ministry of Health, Ukraine (Kiev), Bucovinian Medical University, Ukraine (Chernivtsy) // Scientific Publications of the Congress “Stem Cells and Cells Therapy”. – Amsterdam, 2009. – P.36–39.
  20. Kukharchuk A. L. Embryonic progenitor cell transplantation induced the immunologic tolerance and geroprotector effects in rats and mice / Stupnickaya A.Ja. / Coordination Centre for Organ, Tissue and Cell Transplantation Ministry of Health, Ukraine (Kiev), Institute of Cell Therapy, Ukraine (Kiev), Bucovinian Medical University, Ukraine (Chernivtsy) // Scientific Publications of the Congress “Stem Cells and Ageing” . – Dubai, 2009. – P.97–101.
  21. Kukharchuk A. L. Induction of immunological tolerance and gerontology effects of embryonic progenitor cells transplantation in rats and mice // Scientific Publications of the Congress “Stem Cells Europe”. – Amsterdam, 2008. – P.17.
  22. Kukharchuk A. L. Diabetes mellitus, regenerative medicine and immunological tolerance / S. S. Palaynica, V. L. Bikhunov // Transplantology. – 2008. – Volume 10, № 1. – P.44–50. (Rus)
  23. Kukharchuk A.L. Embryonic pleuripotent progenitor cells, immunological tolerance, and aging of organisms / V.V. Radchenko // Transplantology. – 2008. – Volume 10, № 1. – P.51–54. (Rus)
  24. Kukharchuk A. L. Results of public health institutions checking, whose activities are related to transplantation / S. S. Palyanica, V. N. Bogolepov, M. P. Komarov // Transplantology. – 2008. – Volume 10, № 1. – P.72–75. (Rus)
  25. Kukharchuk A. L. Induction of immunological tolerance and gerontology effects during allogenic embryonic progenitor cells transplantation / V.V. Radchenko // Scientific Publications of First Annual Meeting of SCRFI and International Conference of Stem Cell Research. – Bangalore, 2007. – P.82.
  26. Kukharchuk A.L. Influence of embryonic progenitor cells transplantation on the reproductive system of old male rats / V.V. Radchenko // Transplantology. – 2007. – Volume 9, №1. – P.142–146. (Rus)