Ожидание ребенка — настоящая революция: гормональная, психическая и психологическая.

Альфред Томатис,

французский ученый, врач, публицист

 

Традиционно тошнота и рвота в начале беременности рассматривались в медицинской науке как чисто соматическая проблема. На сегодняшний день выдвинуто много гипотез о происхождении этого явления, однако дальше предположений — более или менее обоснованных — дело не доходит. Чего стоит тот факт, что для одних женщин тошнота и рвота в начале беременности становятся настоящим бедствием, в то время как у других (со сходными соматическими характеристиками) они полностью отсутствуют!

  Согласно современным представлениям, в организме человека существует единая нейро-иммуно-гуморальная система — своего рода дирижер, обеспечивающий работу организма как единого целого. Исходя из этого, нервная система является одной из наиболее интеграционных в организме: наряду с иммунной и эндокринной системами обеспечивает поддержание гомеостаза и течение всех адаптационных процессов. Неудивительно, что с недавних пор традиционная естественнонаучная парадигма медицины была дополнена психоэмоциональной и социальной составляющими. В этой статье мы сделаем акцент на роли именно нервной системы в возникновении тошноты и рвоты беременных.

 

Причины тошноты и рвоты

Наиболее популярные и распространенные теории (гормональная, нервно-рефлекторная, иммунная и т.д.) объясняют появление тошноты и рвоты адаптацией материнского организма к новым условиям. Прежде всего, в начале беременности происходит перестройка гормонального профиля: смещаются все привычные показатели, плацента начинает вырабатывать свои гормоны. Далее развивается иммуносупрессия организма матери, необходимая для сохранения эмбриона и нормального развития беременности. Этот процесс обеспечивается в том числе сдвигом иммунного профиля от Th1 к Th2. С первых недель беременности начинается морфогенез плаценты — в течение 11–14 недель наблюдается первая волна ангиогенеза (инвазии цитотрофобласта). Можно предположить, что каждая из теорий возникновения раннего токсикоза рассматривает причины под отдельным углом. А истина находится где-то посередине, поскольку происходящая в начале беременности адаптация поистине революционна и реализуется, как говорится, по всем фронтам.

  Но что непосредственно становится причиной тошноты и рвоты в ранних сроках беременности?

 

Тошнота — причина в голове?

Совершенно очевидно и на сегодняшний день научно доказано, что во время беременности функционирование нервной системы женщины также претерпевает существенные изменения. В частности, активизируются подкорковые структуры головного мозга, которые обеспечивают функционирование материнского организма в иных по сравнению с привычными условиях гомеостаза, способствуют сохранению и развитию беременности. Формируется так называемая доминанта беременности.

  Известно, что именно в подкорковых структурах мозга располагаются нервные центры, отвечающие за обоняние, регулирующие рвотный рефлекс и слюноотделение, работу желудка, сердца, сосудов и т. д. В связи с тем что подкорковые структуры мозга начинают во время беременности усиленно работать, соответственно, активизируются и все органы и системы, которые подчиняются данной части головного мозга. Отсюда — тошнота, рвота, учащенное сердцебиение, спазмы сосудов, повышенное слюноотделение и т.д. Так что, отвечая на вопрос «где живет тошнота?», можно быть совершенно уверенным: причина находится буквально в голове.

 

Начало беременности — на пороге перемен

Принимая точку зрения, что причина раннего гестоза лежит в активизации подкорковых структур, регулирующих вегетативные функции организма, нельзя забывать о тесной связи упомянутых структур с психоэмоциональной сферой.

  Легко заподозрить здесь двустороннюю связь: с одной стороны, масштабная перестройка работы главного дирижера организма — нейро-иммуно-гуморальной системы — влечет неизбежный сдвиг в настроении беременной. Это заметно уже с первых недель. В течение одного дня будущая мать способна испытать буквально весь спектр человеческих чувств: радость быстро сменяет тревогу, ощущение «от восторга захватывает дух» следует за беспричинным беспокойством, раздражительность по любому поводу порой является фоновой эмоцией…

  С другой стороны, изменения настроения, страхи, тревоги, внутреннее напряжение, свойственные началу любой, даже самой желанной беременности расшатывают подкорковые центры еще больше, что способствует и появлению, и усугублению раннего гестоза.

 

Корни переживаний

Уважаемый читатель! Отвлекитесь от чтения и проделайте небольшой эксперимент. Вне зависимости от вашего пола, возраста, отсутствия либо наличия опыта собственной беременности, подумайте, с какими эмоциями именно у вас чаще всего связано физическое ощущение тошноты? Вспоминая ситуации, когда вы испытывали тошноту, не берите в расчет тошноту вследствие пищевого отравления. Когда «мутит» — скорее всего, это переживание, которое сейчас «просит выхода». И чаще им оказывается страх, тревога или близкая к ним эмоция.

  Зарубежные и отечественные исследователи выделяют несколько типов психологических проблем, свойственных началу беременности.

  • Появление первого подозрения «а не беременна ли я?» почти всегда связано с беспокойством и волнением, в основе которых лежит страх: наступит беременность или нет? Женщина может страстно желать как одного, так и другого, но в любом случае неопределенность и неизвестность пугают.
  • «Тело уже не принадлежит только мне… Происходит то, чем я не могу управлять… Во мне живет новое существо» — подобные тревожные мысли особенно характерны для женщины, забеременевшей впервые.
  • Даже если беременность желанна, или, как минимум, в настоящий момент приемлема, то с радостью и удовлетворением нередко соседствуют отрицательные эмоции. Предстоящие перемены пугают современную женщину перспективой потери физической привлекательности, свободного времени и независимости. Возникают опасения, связанные с продолжением учебы, работы, судьбой социального статуса. Актуализируются вопросы отношений с отцом ребенка и другими членами семьи — и не всегда это сопряжено с исключительно позитивными эмоциями.

  Тошнота и рвота могут субъективно ощущаться сильнее, если будущая мать не получает признания и поддержки близких. В этом случае беременная подсознательно стремится увеличить значимость своего положения — акцентируя внимание свое и окружающих на плохом самочувствии. Причем ее родственникам зачастую невдомек, что они ей чего-то «недодают».

  С другой стороны, за тошнотой может стоять то, что в психологии принято называть «вторичной выгодой». Помню, как была поражена одна беременная, на первый взгляд зрелая и самодостаточная 35-летняя женщина, когда поняла, что использует тошноту как способ привлечь внимание своей матери (бабушки будущего младенца). В глубине души эта пациентка отчаянно желала побыть маленькой девочкой-дочкой, которую пожалеют и приласкают (опыт, недополученный ею в раннем детстве).

  Итак, сложно не согласиться, что тошнота и рвота в большинстве случаев имеют психологическую подоплеку. Однако в чрезмерной психологизации данной проблемы кроется серьезная опасность. Анализ научно-популярных текстов о раннем токсикозе, размещенных в интернете на специализированных сайтах, адресованных будущим матерям, показал неутешительную картину. Оказалось, что большинство авторов грешит вопиюще безапелляционными суждениями. Так, автор одного из таких материалов (размещенного к тому же на крупном украинском медицинском портале!), утверждает, что тошнота — это «проблема внутренней неготовности к материнству», и, соответственно, тошноту не испытывают «будущие мамы, которые очень рады своей беременности, полностью принимают своего малыша и изменения в своем теле» (выдержки приведены дословно). Цитируемая статья «написана для того, чтобы помочь беременным женщинам избрать верное направление в поиске и анализе именно своих причин токсикоза». Однако получение женщиной подобной информации грозит ятрогенным влиянием, возникновением чувства вины за собственную «неправильность» и, как следствие, ухудшением физического состояния.

  Правы ли те авторы, у которых хватает смелости заявлять, будто тошнота — верный симптом неприятия женщиной своего нового положения? Я не согласна с этим: в моей практике встречаются женщины, искренне желающие появления ребенка, но при этом страдающие от выраженной тошноты и рвоты. Учитывая в этом вопросе психоэмоциональные аспекты, не стоит их абсолютизировать.

 

Как помочь?

Суммируя сказанное, можно отметить, что тошнота и рвота — это лишь часть общего симптомокомплекса, характерного для начала беременности. Их дополняют повышенная утомляемость, сонливость, перепады настроения. Редкая будущая мать вспоминает этот период как безоблачный; для большинства же он остается в памяти как самый непростой на протяжении всего девятимесячного ожидания.

  Врачу акушеру-гинекологу важно понимать причины тревожного состояния беременной в связи с тошнотой и рвотой, чтобы вовремя оказать ей поддержку, проявить понимание к ее состоянию. На доступном языке следует объяснить женщине, в чем причины тошноты в начале беременности. Учитывая, что пациентка может получать информацию о тошноте как о признаке неготовности к материнству, следует уверить ее в том, что подобные симптомы испытывает большинство будущих матерей. Заметив проявления чувства вины, следует уверить пациентку, что отрицательные эмоции, граничащие с тревогой и страхом, нередко сопутствуют началу даже самой желанной беременности. Женщина не должна стыдиться таких мыслей — они вовсе не свидетельствуют о том, что из нее не получится хорошей матери. Спрятав, подавив свои чувства, беременная усилит ответ организма в виде тошноты и рвоты.

  Ранний гестоз, проявляющийся тошнотой, непереносимостью привычных пищевых продуктов, рвотой — это, по сути, первое физическое ограничение на долгом пути беременн ости, родов, материнства. Современная женщина порой избалована, для нее неприемлем любой дискомфорт. Она может требовать «волшебную таблетку», которая мгновенно избавила бы ее от всех неприятных ощущений, позволила бы вернуться к привычному образу жизни. В таких случаях необходимо информировать пациентку о предпочтительности нефармакологических способов борьбы с тошнотой, а также о том, что плод (в разговоре с пациенткой лучше употреблять слова «будущий ребенок», «ваш ребенок») очень уязвим к медикаментозным воздействиям. Вместе с тем, если при сильной степени раннего гестоза прием лекарственных препаратов оправдан, следует уверить беременную в том, что терапия назначена в соответствии с научно обоснованными стандартами и безопасна для будущего ребенка. Это не позволит сформироваться у пациентки чувству вины.

  Важно не ограничиваться формальными рекомендациями, а уделить время совместному с пациенткой поиску разных способов для облегчения ее состояния. Полезно рассказать будущей матери, что тошнота и рвота при беременности являются качественными предикторами благоприятного исхода беременности (см. статью «Тошнота и рвота беременных: лечение, основанное на доказательствах»).

  В этот непростой период беременная нуждается в опеке (ненавязчивой!), поддержке, внимании, снисходительности к своему состоянию, телесно и душевно нестабильному. Родственникам, и особенно отцу будущего ребенка, следует при возможности объяснить, что повышенную нервозность, возбудимость беременной женщины, а нередко и ее беспричинные слезы, не следует считать капризами или несдержанностью. Близкие должны понимать, что все эти явления обусловлены биологическим фактором.