ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛОВ:

«Променева діагностика», «Променева терапія», «Ob&Gyn Ultrasound and Fetal Medicine»

 

Обращение к читателям журнала

и членам Украинской ассоциации

специалистов ультразвуковой диагностики»

 

Уважаемые коллеги!

Уже довольно давно, но особенно в последние годы, многие кабинеты УЗД, преимущественно частные, приобретя УЗ-сканер экспертного класса, активно рекламируют себя тем, что проводят УЗИ на приборах экспертного класса, а некоторые просто пишут на протоколах УЗИ, что выполняют «экспертное УЗИ», зачастую не используя при этом большую часть опций и технологических возможностей сканера вследствие неумения применить их или же из-за большого потока пациентов и дефицита времени. И «выжав» из пациента определенную плату (порой немалую) за якобы «экспертное» УЗИ, далеко не всегда разобравшись в клиническом случае, затем густо и часто направляют своих пациентов на дополнительную консультацию (УЗИ) к тем, кто реально может и должен провести УЗИ экспертного уровня. Как правило это специализированные и высокоспециализированные учреждения ІІ и ІІІ уровня и кафедры УЗД (нелучевой/лучевой диагностики), где в своем большинстве работают опытные высококвалифицированные профи в УЗД (в т.ч. городские и областные специалисты/эксперты), реже это частные медицинские клиники/кабинеты в которых такие специалисты совмещают или работают на основной ставке.

Нередки случаи, когда при посменной работе в клинике вместо опытного специалиста за аппаратом работает менее квалифицированный врач, но выдает такое же заключение, в титульной или заключительной части которого написано, что УЗИ выполнялось на УЗ-системе эскпертного класса или просто написано – экспертное УЗИ.

В последнее время в нашей практике участились подобные случаи, при этом речь даже не идет об использовании такими «экспертами» новейших УЗ-технологий, а о рутинных азбучных вещах, касающихся порой несоблюдения объема стандартного протокола УЗИ, неверной оценки исследуемого объекта или ошибочной трактовки лоцируемых (обнаруженных) находок.

Имея уже многолетний опыт работы в области пренатальной диагностики, я единственный из Украины в 2000 году прошел в Лондоне интенсивный 2-недельный тренинг-курс по медицине плода, организованный проф. К. Николаидесом при созданном им Фонде медицины плода (FMF). Курс включал более 100 лекций по различным темам (из области генетики, эмбриологии, патоморфологии и тератологии, эхографии, акушерства и перинаталогии, инвазивным пренатальным процедурам, медико-биологической статистике и многим др.), представленных ведущими мировыми экспертами в этих областях, завершившийся сдачей непростого 2-часового экзамена. Впоследствии полученные знания многократно и регулярно дополнялись и обновлялись на различных международных и национальных конгрессах и симпозиумах и пр. и предполагают дальнейший пожизненный «апгрейд». В Украине немало продвинутых, высококлассных врачей УЗД, постоянно профессионально развивающихся и не стоящих на месте. Однако некоторые специалисты, выдавая свои заключения УЗИ за экспертные, не принимают участия даже в отечественных профильных семинарах и конференциях. Остается надеяться, что нынешние возможности интернета могут предоставить им необходимый объем информации, но живое участие и активное обсуждение бесспорно остаются в приоритете.

Что касается экспертного исследования и заключения, то экспертные заключения представляют собой официальный письменный документ, компетентно изложенный, составленный по установленной форме и являющийся результатом работы эксперта или экспертной группы (комиссии) в той или иной профессиональной области. В то же время нужно признать, что отсутствует четкое определение, кто есть эксперт в медицине (или различных областях медицины), за исключением судебно-медицинского эксперта.

Также нет и четко оговоренных критериев и определения, какие именно УЗ-технологии трактуются как экспертные (это скорее коммерческий ход компаний-производителей диагностических УЗ-сканеров). Такие технологии обычно инсталлированы на приборах премиум класса. Несомненно, высокое разрешение, тканевая гармоника, различные технологии подавления артефактов и прочие опции значительно улучшают изображение. Но, помимо технической составляющей, есть другая, еще более значимая: УЗИ – операторо-зависимый диагностический метод.

Поэтому здесь значимо не столько то, на каком УЗ-сканере проводится исследование, сколько – кто его проводит, иными словами кто за штурвалом /рычагами/рулем.

Полагаю все мы согласимся с тем, что иметь в своем гараже гоночный авто «MсLaren», “Lotus” или  “Ferrari” даже суметь проехать на таком болиде по кругу - еще не значит быть пилотом F-1.

Посему, чтобы не было разногласий и самовольства в этом вопросе хочу предложить обсудить это в нашей Ассоциации, чтобы четко обозначить и регламентировать понятие эксперта в УЗД или в той или иной конкретной области применения УЗИ в медицине.

 

 

 

 

 

Д.м.н.                                                                                                                                                                                                                     

Заслуженный врач Украины                                

Эксперт по УЗД в перинатологии-гинекологии,

Департамента здравоохранения Днепропетровской облгосадминистрации,

Член исполнительного комитета Украинской ассоциации специалистов по ультразвуковой диагностике и Украинского доплеровского клуба (членский билет №5),

а также вице-президент Украинской ассоциации врачей ультразвуковой диагностики в перинатологии, гинекологии и генетике,

член Украинской ассоциации акушеров-гинекологов, Украинского общества перинатальной медицины, ISUOG, FMF,

европейских ассоциаций акушерства и гинекологии и перинатальной медицины;

учасник международного профессионального сообщества специалистов ультразвуковой пренатальной диагностики на сайте www.TheFetus.net

Веропотвелян Н. П.