В жизни каждой женщины наступает период гормональной перестройки организма — климактерический. По данным ВОЗ, у 40—60% женщин возникают отклонения от физиологического течения климактерия в виде снижения физической и умственной деятельности, интереса к жизни, психоэмоциональных нарушений, соматической патологии

 

Патогенетические аспекты климактерического периода (КП) изучены достаточно хорошо. В его основе лежит контролируемая геном старения недостаточная выработка ингибина яичниками.

Снижение уровня ингибина обусловливает постоянное повышение концентрации фолликулостимулирующего (ФСГ), а впоследствии и лютеинизирующего гормона (ЛГ), что приводит к появлению ановуляторных циклов и полной атрезии фолликулов. Прекращение овуляции нарушает циклическую секрецию эстрадиола и прогестерона, вследствие чего развивается склероз яичников.

Процесс старения яичников начинается после 35-летнего возраста, а после 40 лет он заметно прогрессирует.

После наступления менопаузы прекращается продукция эстрадиола яичниками. Основным эстрогеном в организме становится эстрон, который образуется из андростендиона. Соотношение эстрогенов и андрогенов меняется в сторону последних, развивается относительная гиперандрогения и появляются клинические признаки андрогенизации.

Однако на фоне сниженного уровня прогестерона и количества фолликулов встречается нормальный или повышенный уровень ФСГ, нормальная, повышенная или пониженная концентрация эстрадиола, чередование ановуляторных и овуляторных циклов.

Изменения менструальной функции в пременопаузальный период также отличаются разнообразием. У одних женщин регулярные менструальные циклы могут отмечаться вплоть до менопаузы, у других возможно чередование регулярных циклов с пролонгированными (олигоменорея) или чередование задержек менструаций с кровотечениями.

У 16—31% женщин в КП выявляются изменения психоэмоционального состояния.

С 30-х годов прошлого столетия в центре внимания врачей находится проблема депрессии в пери-/постменопаузе.

Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в жизни и своего будущего. Депрессивная симптоматика оказывает негативное влияние на социальную адаптацию и качество жизни женщины.

Эпидемиологические исследования депрессивных состояний показали, что наименьшие диагностические трудности вызывают тяжелые депрессии, лечение которых проводится в специализированных стационарах. Это так называемые госпитальные депрессии, которые составляют менее 1% в структуре депрессий. При внебольничных депрессиях (около 5%) специализированная помощь оказывается амбулаторно. Самую большую группу составляют так называемые внеинституциональные депрессии. С ними пациентки предпочитают обращаться к терапевтам, неврологам, врачам общей практики в медицинские учреждения общего типа.

Этиология депрессивных состояний разнообразна. Одна из возможных причин возникновения депрессии — изменение баланса между эстрогенами, прогестероном, пролактином и другими гормонами, влияющими на функцию нейротрансмиттеров. Латентно протекающая гиперпролактинемия нередко является причиной депрессивных состояний у женщин различных возрастных групп.

Колебания уровня гормонов наряду с депрессией приводят к появлению ряда других симптомов и состояний: транзиторная артериальная гипертензия, диспноэ, сердцебиения, кардиалгии, головокружение, тревожность, беспокойство, масталгия, мастодиния и т. д.

В последнее время наблюдается тенденция к росту частоты использования лекарственных растений в лечении различных заболеваний. Лекарства природного происхождения отличаются физиологичностью, количество осложнений при их применении минимально.

Современная фитотерапия основана на разработке и внедрении новых технологий экстрагирования, а главное, – дозирования лекарственных растений. Сочетание высокого терапевтического эффекта и относительной безвредности делает фитотерапию приоритетной в лечении ряда заболеваний.

Цель настоящего исследования — изучение лечебного действия фитопрепарата Циклодинон® (специальный экстракт BNO 1095 из Vitex Agnus castus, стандартизированный по содержанию циклических дитерпенов) при тревожно-депрессивных состояниях у женщин, находящихся в пременопаузальном периоде. Согласно многочисленным исследованиям, компоненты экстракта, сертифицированный по содержанию циклических дитерпеновAgnus castus обладают уникальной природной способностью связывать допаминовые рецепторы, тем самым блокируя синтез пролактина.

Проведено лечение циклодиноном 28 женщин, находящихся в климактерическом периоде, в течение 3 месяцев. Препарат в виде спиртового раствора назначался по 40 капель один раз в день утром. Первую группу составили 18 женщин в КП в возрасте 44—49 лет. Показаниями к назначению препарата послужили тревожно-депрессивные состояния, возникшие в период климактерия.

Для диагностики и оценки эффективности терапии использовали шкалу Бека, созданную на основе клинических наблюдений и симптомов у пациентов, страдающих тревожно-депрессивными состояниями. Шкала позволяет не только выявить наличие депрессивных симптомов, но и определить степень их выраженности.

Нами были выделены следующие критерии отбора пациенток с тревожно-депрессивными состояниями:

  1. Оценка по шкале Бека, соответствующая легкому и среднему уровням депрессии. У обследуемых женщин общее количество баллов по этой шкале составило 17–25 (в среднем 21,3 балла).
  2. Усиление симптомов депрессии во вторую фазу менструального цикла.
  3. Субфизиологические уровни пролактина. У обследованных женщин значения гормона колебались в пределах от 560 до 678 мМЕ/л.
  4. Наличие других признаков возможной латентной гиперпролактинемии:
  • бессонница или тревожный сон (2—3 часа),
  • транзиторная артериальная гипертензия,
  • сердцебиение,
  • масталгия (мастодиния).
  1. Относительная гиперэстрогения (по тестам функциональной диагностики).

 

Результаты

Оценка результатов проводилась через 1, 2, 3 месяца лечения циклодиноном. Достоверность различий в группах оценивалась с использованием непараметрического критерия Манна–Уитни.

Через 1 месяц терапии нами установлено, что нормализация психоэмоционального состояния (10–12 баллов по шкале Бека) отмечалась у 4 женщин, имевших изначально легкую степень депрессии (17–18 баллов) (Р< 0,05).

Отсутствие эффекта (22–24 балла) наблюдалось у 6 женщин с оценкой по шкале Бека, приближающейся к тяжелой депрессии (24–26 баллов).

Облегчение симптомов тревожно-депрессивного состояния (14–18 баллов) имело место у 8 женщин с умеренной степенью нарушений (20–22 балла) (Р< 0,05).

Второй месяц приема препарата дал положительный лечебный эффект у 8 женщин с умеренной степенью выраженности депрессии (10–14 баллов) (Р<0,05). В группе пациенток с более выраженными симптомами психоэмоциональных нарушений отмечено улучшение состояния у 3 из них (16—18 баллов) (Р <0,05). Две больные отказались от лечения только циклодиноном в связи с отсутствием эффекта.

В течение третьего месяца приема препарата у одной женщины с умеренной степенью выраженности симптомов депрессия возобновилась (ситуационная депрессия на стресс).

В процессе лечения зафиксировано улучшение и другой симптоматики. В течение первого месяца улучшился сон у 3 женщин (до 4 часов), в течение второго месяца приема препарата положительный эффект наблюдался еще у 8 пациенток, в течение третьего месяца продолжительность сна до 5 часов продолжала сохраняться у 11 женщин (Р <0,05). Отмечено уменьшение атак транзиторной гипертензии, сердцебиения через месяц лечения у 6 женщин, а через два месяца — еще у 6 (р <0,05).

Достигнутый эффект сохранялся в течение третьего месяца приема циклодинона. Явления масталгии, мастодинии купировались у 12 пациенток в течение первого месяца лечения и у 3 в течение второго курса терапии (Р <0,05).

Положительный эффект сохранялся в течение третьего месяца.

Во вторую группу вошли 10 женщин в постменопаузальном периоде (3–5 лет), получавших лечение средствами заместительной гормональной терапии (ЗГТ). На ее фоне у всех пациенток наблюдались болезненность, нагрубание, отечность молочных желез, что усугубляло изменения психоэмоциональных проявлений.

Уровень пролактина колебался в пределах возрастной нормы.

С целью снятия симптомов побочного действия ЗГТ был назначен Циклодинон® по 40 капель один раз в день утром непрерывно в течение 3 мес.

Уже к концу первого месяца терапии у 4 женщин полностью исчезли явления масталгии, мастодинии.

К концу второго месяца приема циклодинона состояние молочных желез нормализовалось еще у 4 пациенток (р <0,05).

В течение третьего месяца лечения у 8 женщин явления масталгии и мастодинии не возобновлялись. У 2 больных эффект отсутствовал, что стало причиной отказа от ЗГТ.

 

Выводы

На основании проведенного исследования сформулируем следующие выводы:

  1. Применение препарата Циклодинон® целесообразно в лечении легкой и средней степени выраженности тревожно-депрессивных состояний, обусловленных, вероятно, транзиторной гиперпролактинемией.
  2. В процессе терапии наблюдалось снижение количества атак транзиторной артериальной гипертензии, улучшение сна.
  3. Максимальный терапевтический эффект при применении циклодинона достигался через 1–2 месяца лечения, в последующем препарат оказывал поддерживающее лечебное действие.
  4. Назначение циклодинона в традиционной дозировке позволяет купировать симптомы побочного эффекта ЗГТ в виде масталгии, мастодинии.

 

Публикуется по материалам издания «Медицинские новости. — 2008. – №12. — С. 81–82.»